С появлением компьютера и интернета возник новый литературный жанр электронного письма. За короткий срок этот вид коммуникации стал одним из самых распространённых. Его стиль напоминает нечто среднее между телефонным разговором и обычным письмом – вольное правописание, использование латиницы, смайлов, жаргонизмов и других способов эмоционального общения в Сети.
За четверть века существования интернета, выросло поколение людей, электронное письмо вытесняет бумажное, однако литературных произведений на основе интернет-переписки крайне мало. Пока непривычно выглядит на бумаге этот жанр, но очевидно, что он имеет право на существование.
Первооткрывателем жанра электронного письма является польский писатель Януш Вишневский с его дебютным и сразу ставшим бестселлером романом, вышедшим в 2001 году «Одиночество в сети» о виртуальной любви, ставшей реальностью.
Лейтмотивом романа является обращение Разума к Сердцу: «Тебе нужна любовь. Но помни одно: из всего, что вечно, самый краткий срок у любви…». Разум – это логика, мир реальный, а Сердце – это чувства, мир виртуальный.
Герои «Одиночества» переписывались по электронной почте, как по обычной, с той лишь разницей, что обмен сообщениями происходит намного быстрее.
В 2007 году вышел роман в жанре электронного письма посредством смс-сообщений на мобильный телефон – «Последние сообщения» финского писателя Ханну Лунтиала.
Из-за краткости смс не сразу понятно, что главный герой отправился в путешествие по городам своей молодости. Первое впечатление – он только ностальгирует по прошедшему, что малоинтересно. Однако три линии повествования: философское осмысление своей жизни, детективная линия и любовная держат в напряжении и заставляют читать дальше. Между мужчиной и женщиной разворачиваются отношения без возможности пока встретиться. Встреча, которая, как и в романе Януша Вишневского, потом происходит, оказывается для обоих сложной.
Глубина чувств, отражённая в электронной переписке, позволяет предположить, что истории основаны на жизненном опыте авторов. Переписка виртуальна, однако чувства переживаются реальные.