Этим утром я сидел в кафе на площади Сен-Мишель, одной из самых любимых парижанами площадей этого прекрасного города. С одной стороны от меня был вид на Сену1, с другой на чудесный живописный фонтан, в центре которого стоял архангел Михаил с поднятым над головой извивающимся мечом и пышными красивыми крыльями – в честь этого получеловека-полуптицы и была названа площадь2. Наверное, такое обожествление полулюдей-полуживотных пошло еще с древних времен, как минимум из Египта. Там тоже был свой человек-птица – бог Тот. Разница только в том, что от птицы у него были не крылья, а голова. Хотя еще более древние и дикие народы надевали на себя шкуры и даже головы животных, используя их как тотемы, якобы, обладающие магической силой. Видимо, такое неистовое желание улучшить себя отдельными качествами животных нормально для человека, вышедшего из живой природы разумным и каждый день жалеющего об этом. Разум свой я вчера пытался притупить, как и многие другие люди в Париже. Разумеется, для этого я не надевал на свою голову льва, вместо шляпы, избрав более действенное средство в виде хорошего рома. Так что два дракона, стоящие по обеим сторонам от архангела, были мне вполне близки тем, что изрыгали из своих ртов непрерывный поток воды (твердую пищу они, как видно, уже успели срыгнуть ранее, оставив в своих желудках одну жидкость). Я пил прекрасный утренний кофе, заедая его булочкой Suiss и любуясь этим чудесным пейзажем просыпающегося Парижа. Люди никуда не спешили, как в других городах. Они ели, пили и были веселы, зная или не зная, умрут они завтра или нет3. Это особенность стиля жизни парижского общества, пусть даже так живут далеко не все, однако, каждый считает своим долгом играть эту роль. Многие сидели в кафе, читая утренние газеты или общаясь с друзьями и соседями, с которыми привыкли проводить свое утро перед работой или другими делами, ведь работать в Париже было далеко не лучшим способом провести свое время и многие проводили его совсем иначе. Кто-то получал пособия, кто-то подрабатывал неполный день, например, дважды в сутки переводил школьников через дорогу и этого хватало на скромную жизнь. Богато не жил почти никто. Но чтобы быть счастливым в этом радостном и разнообразном городе не требовались деньги. Требовались время и свобода. Впрочем, в большинстве приятных мест на Земле это все, что требуется для жизни несчастному человеку, обладающему разумом. Счастливцы, не имеющие его, всегда нуждаются в больших деньгах и больших достижениях. Их горе заключается в том, что никаких денег и достижений им никогда не бывает достаточно. Из этого я смею заключить, что у каждого вида и каждого уровня развития есть свои горести и радости, не будем никому завидовать, это было бы слишком оптимистично. Зависть – это надежда достигнуть того, чего ты не имеешь, а следовательно оптимизм в чистом виде. С оптимизмом подмышкой можно смело идти в ночной клуб, но ничего стоящее ты с ним не произведешь. Этот балласт будет тянуть тебя то туда, то сюда, метая по всеразличным увеселительным заведениям и интересным новшествам, заставляя потреблять, но он никогда не даст тебе воспарить под своим грузом и произвести что-то самому, пусть даже это и будет всего лишь птичья какашка, выпущенная на голову уверенному в своей правоте и мудрости прохожему. Я же, Кристоф Делакруа, никому не известный начинающий писатель, пытался выдавить из себя что-то новое, притом лучше, чем то, что выдавливают из себя птицы на лету. Задача была не из легких, но некоторые мои рассказы уже публиковали журналы и отчисляли мне небольшие средства к существованию, которые можно было потратить на булочку, кофе, вино, ром, кусок хлеба и аренду небольшой студии в 17 округе