Часть I. «Подозрительное содержание обложки».
Важнейшей особенностью всех нас, как биологического вида, является то, что в своих головах мы возомнили себя вершиной естественных возможностей, и что даже несмотря на это, мы еще имеем совесть стремиться искусственно расширить эти возможности, желая могущества, расстилающегося на все четыре стороны, и питаясь грёзами о самостоятельно выведенном мнимом совершенстве.
В ничтожно малых размерах каждый из нас ничем не отличается от того же камушка; однако то, что делает нас и камушек отличными, уникальными в своей натуре, есть именно тот самый набор мономеров, из которых мы состоим; есть именно порядок, в котором они разложены, и связь, которую эти мономеры образуют между собой.
Поэтому у нас появляется иллюзия того, что принято называть разумом. Если мы и вправду посчитаем истинным называть себя разумными, то тогда всё на свете нужно будет считать разумным, просто в разном количестве. Мы, право, никогда не узнаем о том, как и о чём мыслит тот же камушек, но мы можем быть уверены в том, что он действительно мыслит; почти так же, как мы.
У нас вдобавок рождаются иллюзии того, что у нас есть так называемая свободная воля и душа. Я скажу, что верен факт существования, но не верно само определение: наша душа есть та самая связь между мономерами, и хоть эти мономеры стремятся к хаосу или энтропии (что является свободой), наши организмы всё равно продолжают быть заточёнными в себе самих; и все процессы, проходящие в них, зависят от того, что происходит снаружи. Проще говоря, мы зависимы от среды; всегда, даже перед рождением и после смерти.
Особенность, про которую я говорил в начале своего рассуждения, является первым законом нашей психологии. Мы имеем стремление к жизни. Прошу заметить; не стремление жить, а именно стремление к жизни! Это первичное стремление, а стремление жить есть стремление вторичное.
Казалось бы, что должно быть наоборот, только вот зачем кому-либо жить, если у него нет стремления к жизни в своём чистом экстракте, нет желания созерцать всё её богатое естество?
Что же, давайте я расскажу вам одну историю, на протяжении которой осколки моего прежнего монолога будут неоднократно высекать искру и, возможно, порождать огонь, если найдётся какое-нибудь горючее.