Эта книга, в отличие от всех других, написанных мной, возникла не на основе опыта исследований психических расстройств и их терапии, не на базе анализа проблем управленческой деятельности и их решений, она родилась в процессе «включенного наблюдения» за развитием романтических отношений большого количества людей, с которыми мне приходилось встречаться в течение моей жизни.
Изучая эту сферу, исследователь и клиницист уступают во мне место простому наблюдателю, перед глазами которого развертывается комедия человеческой жизни, на которую мы часто не обращаем должного внимания, в то время как степень абсурдности происходящего нередко превосходит то, что может нарисовать даже самая бурная фантазия.
Включенное наблюдение проводилось посредством моего постоянного взаимодействия со множеством женщин, для которых я выступал в качестве партнера, друга, учителя и терапевта, десятилетиями убеждаясь в необычайной способности женщин усложнять свою жизнь.
Мой многолетний опыт исследователя «моделей поведения» и «проблемных моделей отношений» неожиданно привел меня к обнаружению в динамике романтических отношений ряда неких «сценариев», разыгрываемых женщинами. Как мы увидим, это не «патологические модели поведения», а стратегии поведения, формирующиеся в процессе приобретения личного опыта, опыта межличностного и семейного взаимодействия, к которым субъект регулярно прибегает при общении с другими, часто даже не осознавая этого.
Во многих случаях эти паттерны первоначально являются эффективным ответом на потребности и ситуацию, и поэтому постепенно они закрепляются как «автоматические механизмы», со временем приобретая ригидный, дисфункциональный характер. Таким образом, способ поведения, который сначала был эффективным для решения проблемы, со временем становится источником проблем.
Большинство сценариев, по которым действуют влюбленные женщины, представлены в историко-литературных мифах, являющихся частью культурной антропологии. Одни восходят к древнейшим традициям, другие являются плодом эволюции роли женщины в современном обществе, в семье и в паре. Поэтому в моей работе некоторые названия позаимствованы из сказок и литературных произведений, в то время как иные исходят из образов самого сценария.